27.04–10.05.2020 (10 место)
- Патриарх Кирилл запретил в служении протодиакона Андрея Кураева за «оскорбление памяти» протоирея Александра Агейкина. В заявлении патриарха Кирилла говорится, что поведение Андрея Кураева можно охарактеризовать «не только как безнравственное, но и как особенно циничное»
Дата рождения
15 февраля 1963 года
Место рождения
Город Москва
Этапы биографии
В детстве Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была неверующей. Отец, Вячеслав Кураев, был секретарём директора Института философии АН СССР члена ЦК КПСС Петра Федосеева, а мать — Вера Трофимовна Бондарец (Кураева), работала в секторе диалектического материализма Института философии.
В старших классах школы Андрей Кураев выпускал стенную газету «Атеист». Член ВЛКСМ с 1977 года. В 1979 году, будучи 16 лет отроду, он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма. Член Философского общества СССР с 1982 года.
29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. По собственному признанию, на приход к вере оказало знакомство на третьем курсе университета с творчеством Фёдора Достоевского, и в частности, с романом «Братья Карамазовы» и входящей в него «легендой о Великом инквизиторе».
В 1984 году с отличием окончил МГУ, где научным руководителем его дипломной работы был Кирилл Никонов, а затем поступил (но не окончил) в аспирантуру сектора современной зарубежной философии Института философии АН СССР, где его научным руководителем была Тамара Кузьмина.
В 1985 году стал секретарём в Московской духовной академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил (по рекомендации протоиерея Георгия Бреева) в Московскую духовную семинарию. Но учиться там пришлось мало: до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке. Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.
В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию. Тогда же вышли первые богословские публикации. Первую статью опубликовал под псевдонимом Андрей Пригорин в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко). В августе 1988 года вышла первая статья под своим именем в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».
В 1988—1990 годах учился на факультете православного богословия Бухарестского университета (рум.). 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста (рум.) патриархом Феоктистом был рукоположён в сан диакона.
По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 годы работал референтом патриарха Алексия II.
Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.
В 1992 году окончил МДА. В 1993—1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова.
В 1994 году в Институте философии РАН под научным руководством Павла Гуревича защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения». В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской духовной академии. В 1996 году патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.
С 1996 года — профессор Свято-Тихоновского православного богословского института (с 2004 года — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), где заведовал кафедрой основного богословия и апологетики. Являлся старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. С осеннего семестра 2004 года по декабрь 2013 года основное место работы — Московская духовная академия и семинария (МДАиС).
Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — в храме Архангела Михаила в Тропарёве.
С 27 июля 2009 года член Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
Решением учёного совета Московской духовной академии от 30 декабря 2013 года был отчислен из преподавательского состава и исключён из числа профессоров Академии за эпатажную, в ряде случаев скандальную и провокационную деятельность в СМИ и блогосфере. Кураев был возмущён увольнением и связал его со своими записями в «Живом Журнале» о гомосексуальном скандале в Казанской духовной семинарии и с несогласием с уголовным преследованием и тюремным заключением участниц группы Pussy Riot.
Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного синода.
В ноябре 2016 года внесён в список лиц, которым запрещён въезд на территорию Латвии.
В мае 2017 года на Кураева была наложена епитимья в виде сорокоуста, который он совершал в Новоспасском монастыре.
29 апреля 2020 Андрей Кураев был запрещён в служении патриархом Кириллом за оскорбление памяти покойного настоятеля Елоховского собора протоиерея Александра Агейкина.