Личный кабинет


Регистрация  Забыли пароль?
+7 (495) 748-08-09
Ваша корзина пуста

Новости часа

Новости отраслей

banner.jpg

Должность IT-омбудсмена будет введена в России до конца года

22.09.2021

Об этом заявил журналистам глава Минцифры РФ Максут Шадаев во время международного форума Kazan Digital Week. Минцифры и Минэкономразвития создадут институт IT-омбудсмена по защите прав компаний в целях выявления системных проблем в этом секторе. Об этом говорится в дорожной карте «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий», утвержденной правительством России. Создание института IT-омбудсмена по защите прав IT-компаний предусматривает выявление системных проблем в секторе IT, а также работу по жалобам и обращениям отдельных предпринимателей. Минцифры не пояснило, в чем будет уникальность полномочий этой новой единицы и в чем отличие от полномочий «хайтек»-омбудсмена - замгендиректора компании «Иннопрактика» Натальи Поповой. С декабря 2019 г. Наталья Попова занимает должность общественного омбудсмена в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров, учрежденную на базе института уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Директор по продуктам и технологиям группы Т1 Александр Рожков отмечает, что практика назначения общественных омбудсменов - уполномоченных по защите прав в той или иной сфере существует в России уже несколько лет и доказала свою состоятельность на практике. «Создать институт IT-омбудсмена в рамках второго пакета мер по поддержке отрасли в России предложила еще в марте текущего года Ассоциация индустрии информационных и компьютерных технологий (АПКИТ). Нужно отметить, что в России уже существует аналогичная должность - общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров. Назначение на эту должность осуществляется уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей в России. Должность утверждена относительно недавно - в декабре 2019 г. Очень важно, какими полномочиями будет наделен создаваемый институт IT-омбудсмена, кому он будет подчиняться и отчитываться, насколько эффективно будет организована работа по сбору и систематизации обращений и жалоб, взаимодействие с профильными советами, комиссиями и комитетами при правительстве и президенте РФ, а также экспертными IT-сообществами - АПКИТ, РУССОФТ и др.», - рассказал Александр Рожков.
По его словам, небольшим IT-компаниям порой тяжело грамотно сформулировать обращения и, тем более, «достучаться» со своими проблемами до регуляторов в этой отрасли. «На настоящий момент жалобы и обращения отдельных предпринимателей главным образом решаются в судебном порядке, при этом фактически отсутствуют инструменты накопления правоприменительной практики в IT-сфере. В формулировке цели создания института IT-омбудсмена ключевыми словами являются «системные проблемы». Представителям IT-отрасли, обозначенной в прошлом году правительством РФ в качестве системообразующей, необходима дополнительная правовая поддержка в виде «посредника» между IT-компаниями и представителями госвласти в формате единого окна. Хочется надеяться, что эта инициатива будет еще одним шагом для улучшения делового климата в IT-отрасли, защиты от неправомерных преследований, сокращения оттока IT-специалистов за рубеж, устранения избыточных регуляторных требований и административных барьеров в сфере высокотехнологичного бизнеса и инноваций», - говорит Александр Рожков.
Он считает, что пока рано говорить о кандидатурах на эту должность. «Кандидат на эту должность должен быть из сферы технологического предпринимательства - другими словами, пройти и знать всю «кухню» изнутри, либо иметь опыт курирования одной из высокотехнологичных отраслей экономики. В одно время говорили, что Chief Information Officer (CIO) отличается от традиционного руководителя IT-службы тем, что дополнительно имеет статус вице-президента, является членом правления и соответственно имеет право голоса. С IT-омбудсменом аналогичная ситуация: он обязательно должен быть независимым - не должен быть аффилирован с какими-либо компаниями и ведомствами, не должен лоббировать чьи-либо частные интересы - и наделен правом голоса на уровне президента РФ. Поскольку системные проблемы должны не только выявляться и систематизироваться, но и эффективно решаться, что не всегда возможно без поддержки «сверху», - заявил Александр Рожков.
Юрист фирмы Axis Pravo Алексей Сулин уверен, что само по себе создание дополнительных условий для защиты IT-бизнеса можно только приветствовать. Однако, по его мнению, не следует слишком многого ожидать от будущего омбудсмена, так как, вероятно, его полномочия будут сведены к тому, чтобы подсвечивать проблемы бизнеса и обращаться с исками в судебные органы. «Омбудсмен, конечно же, будет лишен права отменять или изменять решения государственных органов. В случае давления на бизнес основным вариантом по-прежнему является обращение в судебные органы. Именно повышение качества правосудия - ключ к эффективной защите предпринимателей, поскольку только суд обладает полномочиями признавать действия государственных органов незаконными, а принятые ими акты - недействительными. Вместе с тем нельзя отрицать, что дополнительная защита IT-бизнеса в лице государственного служащего, который сможет транслировать проблемы предпринимателей и обращаться от их лица в различные инстанции, пойдет отрасли только на пользу», - отметил Алексей Сулин.
Владелец юридической компании «Катков и партнеры» (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает важным, на каком уровне будет создан институт ИТ-омбудсмена. «Если он будет сформирован на уровне администрации президента, надо ожидать, что он может стать весомой фигурой, влияющей на решения по ИТ-сектору, принимаемые в высших эшелонах власти. Здесь уместна аналогия с омбудсменом по защите детей, омбудсменом по вопросам предпринимателей, омбудсменом по интеллектуальной собственности. Введение этой новой фигуры будет означать, что власть все яснее видит контуры цифровой экономики, разделяет интернет и ИТ, ведь интернет-омбудсмен в нашей стране уже есть. Эту должность должен занять человек из отрасли, а вот из какой её части - вопрос. Основных вариантов два: на эту позицию может подняться глава одной из отраслевых ассоциаций либо человек непосредственно из бизнеса. Также интересным решением было бы назначение специализированного консультанта - например, узкопрофильного IT-юриста или технического эксперта. А вот людей из номенклатуры сюда лучше не ставить - на этой позиции нужна «свежая кровь», - подчеркивает Павел Катков
ComNews

Тэги: Связь

Поделиться   Отправить на email


Читайте также

Назад к списку новостей