Минпромторг стандартизирует летные требования к дронам до конца 2026 года
22.07.2024
Минпромторг озадачился разработкой требований безопасности для полетов беспилотных авиационных систем (БАС). Ведомство 11 июля разместило такую закупку на сумму 348 млн руб. Исполнителю предстоит прописать унифицированные требования к комплектующим беспилотников. Он должен разработать проекты технических заданий на опытно-конструкторские работы по созданию наземного и бортового оборудования навигации и посадки при полетах БАС в разных условиях эксплуатации. Заявки принимаются до 29 июля 2024 г. Выполнить работу победитель конкурса должен с даты заключения государственного контракта до 30 ноября 2026 г.
Для формирования системы безопасности полетов необходимы»требования к обеспечению навигации и посадки БАС», говорится в описании закупки. Необходимость стандартизации Минпромторг обосновывает вариативностью условий и целей эксплуатации, под которые каждая компания разрабатывает собственные решения. В ведомстве же считают, что унификация требований в отрасли»обеспечит ее ускоренное развитие», следует из документации.
Российские компании разрабатывают дроны для перевозки грузов и почты, городской аэромобильности, полетов в арктической зоне, говорится в документации.»Наиболее популярными видами услуг с применением БАС в последнее время являлись мониторинг нефте- и газопроводов, электросетей (около 40%), авиационно-химические работы в сельском хозяйстве (около 20%), световые шоу (около 12%), работы в целях лесоустройства (около 7%), обследование объектов капстроительства (около 7%), перевозка грузов (около 6%), картография и кадастр (около 5%) и аэромагнитная разведка (около 3%)», – следует из описания.
Ведомство 24 мая уже объявляло идентичный конкурс, но 7 июня отменило выбор поставщика, говорится в карточке на сайте госзакупок.»Ведомости» обратились в Минпромторг за разъяснениями по причинам отмены выбора поставщика по предыдущему конкурсу.»Закупка была отменена в связи с необходимостью доработки конкурсной документации с учетом поступивших в ходе ее размещения на портале закупок предложений», – пояснил»Ведомостям» представитель Минпромторга.
Разработка требований связана с тем, что в настоящий момент в России отсутствуют как единая концепция, так и единые требования к оборудованию БВС и наземной инфраструктуры для обеспечения навигации и посадки, что не позволяет разработчикам однозначно понимать технические требования к своим изделиям, указал представитель Минпромторга.»Разрабатываемые требования, основанные на рекомендациях и практике ИКАО, должны стать базисом для сертификации как отечественных разработок БАС, так и существующих и перспективных зарубежных разработок БАС», – указал он.
Вероятнее всего, первый конкурс был отменен в связи с допущенными в документации противоречиями в части порядка оценки квалификации исполнителей, на которые обратили внимание потенциальные участники конкурса в направленных заказчику запросах, предположил адвокат Kulik & Partners Law.Economics Дмитрий Павловский. Он не исключил, что заказчик решил ослабить требования, чтобы привлечь большее количество участников.
Минпромторг в целом отвечает за национальный проект по БАС, поэтому ведомство инициирует конкурс. Нацпроект был утвержден в конце 2023 г., куратором являлся первый вице-премьер Андрей Белоусов. Весь проект оценивается примерно в 900 млрд руб. до 2030 г., писали»Ведомости» в конце августа 2023 г. 13 июля премьер Михаил Мишустин утвердил нового куратора нацпроекта – министра промышленности и торговли Антона Алиханова. Текущие требования по навигации разрабатывались для большой и малой авиации, но не для БАС, объяснил генеральный директор и основатель»Флай дрона» Никита Данилов. По его словам, для БАС нужно прописать нормы, которые могут интегрироваться с требованиями к»старшим братьям». Управление, диспетчеризация, наблюдаемость и выявление нарушителей должны стать главными целями требований, продолжил коммерческий директор»Лаборатории будущего» Павел Камнев.
Нормативы коснутся всех производителей, которые готовят судна, и эксплуатирующих БАС организаций, считает Камнев. Научный руководитель Центра национальной технологической инициативы по направлению»искусственный интеллект» при МФТИ Александр Родин добавил, что адаптация борта будет осуществляться дооснащением его дополнительным оборудованием, требования к которому как раз могут быть прописаны исполнителем этого контракта.
Разработку таких требований могут осуществлять Концерн воздушно-космической обороны»Алмаз-Антей» и его подведомственные предприятия, полагает Данилов. Требования может проработать и Росавиация при участии ключевых эксплуатирующих организаций на основе уже существующих нормативных документов для малой авиации, считает Камнев. Естественно, это должно прорабатываться при непосредственном участии ключевых эксплуатирующих организаций, в реестре по выдаче сертификата эксплуатанта их не так уж и много, добавил он.
К традиционным технологиям можно отнести стандартные протоколы и виды связи с БАС, перечисляет Камнев: радиоканалы, передачу видеоинформации и телеметрии, а также спутниковую навигацию. К альтернативным эксперт отнес инерциальные системы управления (метод определения координат и параметров движения на основе инерции тел, не требующий наличия внешних ориентиров или поступающих извне сигналов), искусственный интеллект, управление через гибридную связь, т. е. спутники и мобильную передачу данных (3G/4G/5G).
Когда речь заходит не просто о местоположении, а о полетах в едином для всех видов авиации воздушном пространстве, имеет смысл применять и геозонирование, подчеркнул Данилов.»У БАС должны быть очень четко определены высота и дальность полета. Если эта информация есть, то пилотируемые самолеты и вертолеты могут осуществлять свои полеты выше, что нивелирует риск столкновения», – говорит он.
Спутниковая навигация сейчас не может быть основной для геопозиционирования мобильных устройств, в том числе БАС, сигналы GPS глушат на стратегических объектах в целях безопасности, поэтому стоит предусмотреть альтернативную систему навигации с контролем»на земле» сотрудниками правоохранительных органов, говорит Родин.»Эта система могла бы иметь как наземный сегмент, так и бортовой – вероятно, в виде недорогого и компактного устройства, которое можно было бы интегрировать практически с любым беспилотником без ущерба для его летно-технических характеристик», – допустил ученый.
Правда, есть риск того, что за три года технологии сильно уйдут вперед и разработанные стандарты морально устареют уже на момент их утверждения, рассуждает источник»Ведомостей» в одной из компаний-разработчиков.»Эту работу нужно делать за год-полтора», – резюмировал он
Ведомости
Тэги: Машиностроение
Поделиться | Отправить на email |
Читайте также
- 13.09.2024 Правительство изменило пошлину для ввозимого из «недружественных» стран алкоголя
- 13.09.2024 Минтранс подготовил реформу регистрации и эксплуатации мопедов, электровелосипедов и электросамокатов
- 13.09.2024 МВД пока не намерено менять правила выдачи водительских прав
- 13.09.2024 В ПДД пропишут запрет использования любых устройств за рулем, кроме навигаторов
- 13.09.2024 Утильсбор на автотранспорт вырастет с 1 октября на 70-85%
- 13.09.2024 Минпромторг разрешил ввозить больше запчастей для корейских автомобилей по параллельному импорту
- 12.09.2024 Владимир Путин предложил правительству рассмотреть вопрос ограничения экспорта стратегического сырья
- 11.09.2024 Государство может софинансировать строительство микроэлектронных заводов
- 11.09.2024 В Госдуме предложили запретить продажу алкоголя россиянам моложе 21 года