Личный кабинет


Регистрация  Забыли пароль?
+7 (495) 748-08-09
Ваша корзина пуста

Новости часа

Новости отраслей

banner.jpg

Правительство планирует поднять утилизационный сбор на 70-85% в 2024 году. Каковы будут последствия?

05.09.2024

По оценке Минпромторга, эта меры должна поддержать отечественный автопром на фоне экспансии китайских автоконцернов. Автомобильный рынок России в 2022–2024 гг. претерпел существенные изменения как по представительству автомобильных брендов, так и по ценам на машины. Доля китайского автопрома в общем объеме продаж новых автомобилей в России сейчас превышает 60%, свидетельствуют данные консалтинговой компании «Яков и партнеры». Хотя первое место по продажам удерживает Lada (в январе-июле 2024 г. – 28% продаж, 243 022 штук), остальные места в топ-8 занимают китайские бренды, сообщало агентство «Автостат».
Для развития отечественного автопрома и его защиты от иностранных производителей Минпромторг предложил поэтапно увеличить утилизационный сбор на автомобили начиная с осени 2024 г. «Ведомости. Промышленность и инфраструктура» разбирались, поможет ли эта мера поддержать российских производителей и какие еще инструменты поддержки возможны.
Программа утилизации автомобилей в России несколько раз меняла свой формат. В 2009 г. граждане получили возможность сдать на металлолом свою старую машину и получить за это сертификат на 50 000 руб. В 2012 г. на фоне вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) был введен утильсбор. Его должны были платить компании и граждане, которые импортировали автомобили в страну. С 2014 г. сбор платят также российские автоконцерны. Но у отечественных производителей есть преимущество: они могут получить компенсацию за уплату утильсбора в виде субсидий из бюджета. Размер компенсации зависит от степени локализации производства в России, а собранные средства правительство направляет на программы поддержки автомобильной отрасли, например на автокредитование и льготный лизинг.
После начала СВО на Украине большинство зарубежных производителей остановили работу своих заводов в России – такое решение приняли Volkswagen, Renault, Toyota и другие компании. На этом фоне Минпромторг рассматривал возможность ослабления правил компенсации утильсбора для новых проектов (производств на заводах ушедших иностранных компаний), сняв условие про уровень локализации.
В середине июля этого года Минпромторг опубликовал предполагаемый план индексации утильсбора до 2030 г. Согласно разработанному министерством проекту постановления правительства, в этом году планируется увеличить утилизационный сбор на 70–85%, а затем ежегодно индексировать его на 10–20% до 2030 г. Для наиболее популярной категории автомобилей – новых легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л – сбор в 2024 г. вырастет на 85% до 556 200 руб., в 2025 г. – еще на 20% до 667 400 руб., а в 2030 г. достигнет 1,17 млн руб. В случае утверждения документа изменения вступят в силу с 1 октября 2024 г.
По оценке Минпромторга, индексация сбора «будет способствовать формированию прогнозируемых условий для инвестиций работающих в РФ автопроизводителей – как российских, так и зарубежных». Она не коснется физлиц, которые самостоятельно ввозят машину с объемом двигателя менее 3 л в Россию для личного пользования (для них продолжит действовать механизм уплаты утильсбора по льготным ставкам).
За повышение утильсбора неоднократно выступал «АвтоВАЗ». Компания указывала, что импорт готовых автомобилей в Россию выгоднее инвестиций в производство на территории страны из-за недостаточно значимого уровня утильсбора. В результате китайские производители, по данным «АвтоВАЗа», сейчас контролируют около 90% рынка легковых автомобилей в России в денежном выражении и выдавливают отечественных производителей в наименее маржинальные сегменты рынка. На дополнительные вопросы в компании не ответили. Другие крупные российские производители – «Камаз», ГАЗ и «Соллерс» – также поддержали повышение утилизационного сбора («Интерфакс» писал об этом 16 июля).
По итогам 2024 г. бюджет получит 967 млрд руб. от утильсбора на автомобили, сообщала пресс-служба Минфина «Известиям» в июле 2024 г. В 2023 г. такие доходы были в 1,5 раза меньше – 659 млрд руб.
Цель повышения утилизационного сбора – стимулирование локализации и импортозамещения, поясняет аналитик «Эйлер аналитические технологии» Владимир Беспалов. По его словам, в настоящее время острого дефицита автомобилей на российском рынке не ощущается, поэтому стратегически имеет смысл создавать стимулы для развития производства, в том числе автомобильных компонентов, внутри страны. «Повышение утилизационного сбора и различные формы его компенсации работающим в России производителям за счет субсидий, привязанных к уровню локализации, представляется логичным», – говорит эксперт.
Увеличение утильсбора не направлено против производителей из Китая или какой-либо другой страны, а призвано создать дополнительные стимулы для углубления локализации производства, а также для усиления конкурентных позиций на российском рынке компаний с высоким уровнем локализации, уточняет Беспалов.
Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто обращает внимание на то, что иностранные компании сейчас опасаются инвестировать в Россию из-за санкционных рисков. Открытие сборочных производств возможно и они уже открываются, но такие проекты запускают российские компании, которые закупают у неназванных партнеров машинокомплекты и собирают их под собственной маркой, поясняет он. «Не совсем понятно, насколько новые производства будут защищены в случае резкого роста утильсбора и не убьет ли это их на корню, ведь по закону компенсация предполагается только при высокой степени локализации, а ее в первые несколько лет достичь невозможно», – рассуждает Моржаретто.
Директор департамента налогового и юридического консультирования Kept Наталья Никитина считает целесообразным повышение утильсбора, при условии что российские производители смогут получить компенсацию. В этом случае цена российских и произведенных в России автомобилей будет более конкурентоспособной по сравнению с импортными, отмечает она. Но это позволит защитить российских автопроизводителей только от тех китайских конкурентов, производство которых не локализовано в России, добавляет Никитина. Рост утильсбора приведет к росту цен на автомобили и в моменте негативно повлияет на объемы продаж, добавляет партнер ДРТ Татьяна Кофанова.
Увеличение утильсбора также может временно ограничить выбор авто для потребителей, так как большинство брендов поднимут цену на величину сбора, говорит директор «Яков и партнеры» Максим Болотских.
Для развития автомобильной отрасли в России стоит сконцентрироваться на локализации производства основных автокомпонентов и освоении производства современных востребованных моделей в России, считает директор практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners Роман Тиняев. Второе направление требует выбора иностранного партнера, современной платформы и модели, на которую будет стабильно высокий спрос – около 200 000 автомобилей в год, отмечает он. Эти мероприятия потребуют существенных инвестиций и участия государства, уточняет эксперт.
По мнению Кофановой, российским компаниям необходимо разработать комплексный подход при работе с китайскими стратегическими партнерами, которые рассматривают локализацию производства в России. Кроме того, необходимо обновить стратегию развития автомобильной промышленности России и критерии по локализации, добавляет она
Ведомости

Тэги: Автопром

Поделиться   Отправить на email


Читайте также

Назад к списку новостей