Совет ЕЭК перенес вступление в силу регламента о безопасности алкогольной продукции на 1 июля 2025 года
17.04.2024
В минувшую пятницу, 12 апреля, совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) перенес дату вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности алкогольной продукции» на год, на 1 июля 2025 г., сообщил «Ведомостям» председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. В пресс-службе ЕЭК к моменту сдачи материала в печать не ответили.
В конце прошлого года ЕЭК также откладывала дату вступления в силу техрегламента с 1 января 2024 г. на 1 июля 2024 г., сообщается на официальном сайте организации. Инициатором переноса выступала российская сторона.
Технический регламент был разработан и принят в 2018 г. Он должен стать единым для всех стран – участниц ЕАЭС (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Его вступление в силу неоднократно откладывалось. Первоначальный перенос срока, в частности, также был связан с неточностями и ошибками в тексте, пояснил представитель Минфина (какие именно неточности – он не уточнил).
По его словам, проект поправок в техрегламент прорабатывался Министерством финансов совместно с заинтересованными ведомствами и бизнесом. Минсельхоз, Минэк и Минпромторг не ответили на вопросы «Ведомостей», сославшись на то, что за работу над регламентом отвечает Минфин.
По словам депутата Госдумы от Краснодарского края, зампреда комитета по экономической политике Сергея Алтухова, разработка законодательной базы для расширения пространства ЕАЭС и согласование техрегламентов по всем направлениям со странами-участницами – прерогатива правительства («Ведомости» направили запрос в Белый дом). «Нам важно, чтобы были учтены интересы наших производителей. Техрегламент не должен противоречить нормам российского законодательства. Как, например, сейчас в отношении вин», – отметил он.
Параллельно с доработкой техрегламента в 2019 г. в России был принят, а летом 2020 г. вступил в силу отраслевой закон о виноградарстве и виноделии (468-ФЗ).
По словам исполнительного директора Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексея Плотникова, он дал толчок развитию винодельческой отрасли.
«До его принятия 60% вина производилось из недорогого виноматериала – балка (от англ. bulk – «вино из наливной тары». – «Ведомости»). Балк из-за границы продается чаще не сортовой, а в виде смеси винограда разных сортов. Он стоит дешево ($0,54–0,75 за литр), потому что, если вы не купите, – только вылить. Так и поступают», – отмечает Плотников.
По его словам, в ряде компаний объем производства вина из балка достигал 85–90%. Закон же определил, что, согласно рекомендации Международной организации виноградарства и виноделия (МОВВ), российское вино – это продукт брожения исключительно винограда, выращенного на территории России, и полностью запретил ввоз импортного балка в качестве сырья для вина.
«Наша принципиальная позиция – вино может быть только из винограда. А вина России – только из выращенного в нашей стране винограда», – заявил Алтухов. Техрегламент ЕАЭС сейчас допускает изготовление вин из ягод и фруктов, что абсолютно неприемлемо и было исключено с принятием закона о виноделии и виноградарстве, отмечает он.
По словам Плотникова, до принятия закона виноградарская отрасль была близка к коллапсу. Сейчас она наполнена деньгами инвесторов. Винзаводам нужно сырье. Поскольку благодаря закону оно может быть только российским, за ним наконец обратились к российским виноградарям. Все ранее заброшенные виноградники пошли в ход, активно строятся питомники. Как следствие, выросло качество вина, поскольку собственное производство позволяет его контролировать и добиваться нужных характеристик, рассуждает он.
С этой оценкой согласны и в Минфине. Требования к винодельческой продукции, заложенные в отраслевом законодательстве, выше, чем установленные техническим регламентом, подчеркнул представитель ведомства.
Производитель и импортер алкогольной продукции Ladoga отметил, что введение техрегламента в опубликованном виде сильно осложнило бы работу производителей алкогольных напитков. Он не указал, что именно осложняет работу виноделов, но отметил, что нужна возможность отложить регламент, чтобы «гармонизировать этот документ с другими действующими нормативными документами».
С этой оценкой согласен президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. По его словам, если регламент примут без изменений, российские производители окажутся в неконкурентоспособном состоянии относительно других стран, где производить и лицензировать алкоголь намного легче.
По наблюдениям представителя пресс-службы SimpleWine, одной из ключевых тем для спора между странами является терминология и понятийный аппарат регламента, которые не отвечают требованиям российского отраслевого закона о вине. Если стороны не найдут компромисса, российские импортеры и производители не смогут корректно идентифицировать импортируемую продукцию в соответствии с законом о вине, опасаются в компании. Помимо прочего, в SimpleWine обеспокоены требованиями регламента по содержанию метилового спирта в текиле, которые могут усложнить или сделать невозможным ее ввоз в Россию, а также отсутствием терминологии для саке.
По мнению Плотникова, поправками проблему не решить. АВВР совместно с Минфином разрабатывает подход, который позволит заинтересованным в принятии регламента странам получить преимущества от его вступления в силу, но чтобы при этом их продукция на российский рынок в массовом порядке не поступала. Наиболее работоспособный вариант – ограничить применение техрегламента на территории России, сославшись на внутреннее законодательство, полагает он.
«Технический регламент – это пережиток нашего прошлого, основанный на представлении о том, что в колониальных странах рынок должен быть максимально открыт к товарам любого происхождения, лишь бы извлекалась прибыль. И плевать на качество и эффект для населения. Но мы надеемся, что к нашим доводам прислушаются», – заключает Плотников.
По данным источника на российском винодельческом рынке, российские производители предложили около 100 поправок, которые не были учтены к декабрю 2023 г.
По словам Алтухова, противоречия необходимо разрешать нормативным путем. «Мы будем настаивать, чтобы нормы российского законодательства были учтены в техрегламенте. В противном случае мы опять можем получить поток сливовых, морошковых, вишневых и прочих суррогатов, которые могут быть чем угодно – настойками, наливками, продуктами брожения, – но точно не вином», – заключил он.
Топилин предполагает, что, если противоречия не будут разрешены до 1 июля 2025 г., алкогольная отрасль окончательно перейдет на национальное регулирование
Ведомости
Тэги: АПК
Поделиться | Отправить на email |
Читайте также
- 13.08.2024 Владимир Путин утвердил функции управления президента РФ по вопросам национальной морской политики
- 12.08.2024 Действие полиса ОСАГО расширят на территорию Белоруссии с 1 октября
- 08.08.2024 Путин подписал закон об ограничении количества сим-карт для физлиц
- 08.08.2024 Владимир Путин утвердил положение об Управлении президента по госполитике в сфере ОПК
- 08.08.2024 Путин подписал закон, позволяющий ускорить выдачу лицензий в алкогольной сфере
- 07.08.2024 Правительство готово продлить льготу по налогу на прибыль для радиоэлектроники
- 07.08.2024 Эксперты Госдумы предложили снизить акциз на слабоалкогольные напитки
- 06.08.2024 Автодилеры попросили власти рассказать о назначении утильсбора
- 01.08.2024 Правительство РФ поднимет пошлины на алкоголь из ряда стран