Минтранс подготовил реформу регистрации и эксплуатации мопедов, электровелосипедов и электросамокатов
13.09.2024
Мопеды, электрические велосипеды и электросамокаты с 1 сентября 2026 года нужно будет зарегистрировать в десятидневный срок с момента покупки в создаваемом федеральном реестре с обязательным получением «учетного знака» (аналог автомобильного госномера) и «учетной метки» (QR-кода). Владельцам находящихся в эксплуатации устройств дадут для этого отсрочку. Минтранс обнародовал соответствующие поправки в законодательство. Более того, перед каждой поездкой пользователей мобильного электротранспорта обяжут авторизоваться с помощью приложения в специально созданной региональной информсистеме. Планируется также ужесточить правила парковки, использования шлемов и мобильных телефонов за рулем.
Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проекты изменений в ПДД, законы «Об организации дорожного движения» и «О безопасности дорожного движения». Разработка документов ранее неоднократно анонсировалась, они лягут в основу нового этапа реформы контроля двухколесного транспорта и снижения аварийности.
Для исключения разночтений в правоприменительной практике уточняется терминология.
— Транспортное средство с педалями и без двигателя будет считаться велосипедом (как и сегодня).
— Если транспортное средство конструктивно повторяет велосипед, но оборудовано автоматически включаемым на ходу вспомогательным мотором мощностью до 0,25 кВт,— это электровелосипед (вводится новый термин).
— Если педалей нет, но имеется двигатель,— это средство индивидуальной мобильности (СИМ).
— Если педалей нет, но имеется электродвигатель мощностью до 4 кВт, а также сиденье,— это мопед или квадрицикл. Кроме того, такое транспортное средство должно быть сертифицировано в качестве мопеда.
— Если педалей нет, но имеется электродвигатель мощностью более 4 кВт (5,4 л. с.), при этом предусмотрено не более трех мест для перевозки (включая место в коляске),— это мотоцикл.
Транспорт, не попадающий по характеристикам под описанные в ПДД категории и не зарегистрированный в установленном порядке, будет запрещен к использованию на дорогах общего пользования. Это коснется, в частности, несертифицированных питбайков (учебных минимотоциклов), гольф-каров и ряда самодельных видов транспорта.
Мопеды, электровелосипеды и СИМ объединят в рамках единого термина — «средство микромобильности».
Такие устройства надо регистрировать в создаваемом государственном реестре. Это станет госуслугой. После регистрации владельцу выдадут «учетный знак» для установки на транспорт (аналог автомобильного номера) и «учетную метку» (QR-код).
Закон вступит в силу, как предполагается, 1 сентября 2026 года. Уже находящиеся в эксплуатации мопеды, электровелосипеды и СИМ владельцам потребуется зарегистрировать до 1 марта 2027 года (порядок установит правительство). Транспорт, купленный после вступления в силу закона, нужно будет поставить на учет в течение десяти дней со дня приобретения. Подобные требования установлены сейчас для автомобилей.
Оператором государственного реестра средств микромобильности станет подведомственное Минтрансу Агентство автомобильного транспорта (Росавтотранс), его создание обойдется в 294 млн. руб.
В базу внесут данные владельца, место его жительства, модель транспортного средства, мощность двигателя, массу, год выпуска и другие сведения.
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, а также города с населением более 50 тыс. человек смогут создать региональную информационную систему средств микромобильности (РИССМ) для контроля за новыми видами транспорта. К ней смогут присоединится соседние субъекты или города. На создание таких систем потребуется около 100 млн. руб. софинансирования из федерального бюджета, посчитал Минтранс. В населенных пунктах, где действует РИССМ, перед каждой поездкой на мопеде, электровелосипеде или СИМ нужно будет авторизоваться с помощью приложение в системе. Допускается также автоматическая регистрация без телефона с помощью «программно-аппаратного комплекса», установленного на транспортном средстве (по аналогии с оборудованием на кикшеринговых самокатах). В других городах, где такой системы нет, ездить разрешат без авторизации.
Предполагается, что самокаты, мопеды и электровелосипеды будут автоматически передавать в региональную систему данные о местоположении, скорости движения, времени начала и окончания поездки, нарушениях (зафиксированных в том числе камерами).
Если за владельцем числится больше пяти неоплаченных штрафов за нарушения ПДД, доступ к РИССМ закроют, до оплаты поездка будет невозможна.
Санкции за отказ регистрировать мопед или электросамокат в реестре и региональных системах, по данным «Ъ», впоследствии пропишут в КоАП. Регионы также получат право вводить сбор с пользователей средств микромобильности при регистрации в РИСММ. Средства будут направляться на создание инфраструктуры для новых видов транспорта.
«Лицам, использующим для передвижения СИМ» (новый термин вводится в ПДД), запретят находиться за рулем в нетрезвом состоянии, отказываться от проверки на опьянение, использовать за рулем телефон, не уступать дорогу пешеходам, оставлять места ДТП. Штрафы составят до 30 тыс. руб., соответствующий проект поправок в КоАП уже принят Госдумой в первом чтении. Регионы получат полномочия администрировать новые составы без участия ГИБДД.
Велосипедисты и «лица, использующие СИМ», при встречном разъезде с пешеходом (или при его опережении) обязаны снизить скорость до 10 км/ч.
Вводится запрет на «принуждения пешехода предоставить преимущество в передвижении» электросамокату с помощью звукового сигнала.
Стоянка велосипедов и СИМ на проезжей части будет разрешена только в местах, обозначенных знаком 6.4 («Парковка») и соответствующей табличкой (с изображением электросамоката). Аналогичное правило вводится для тротуаров и пешеходных дорожек, но от него можно будет отступать, если велосипед или СИМ припаркован без создания помех для движения пешеходов. От владельцев потребуют зафиксировать велосипеды и СИМ во время стоянки в вертикальном положении с помощью подножек или «иных удерживающих устройств». Бросать на землю самокаты будет запрещено.
При движении на электросамокате по проезжей части можно будет опережать велосипедистов, двигающихся медленнее. Шлем становится обязательным не только для пассажиров мотоциклов, но и для пассажиров мопедов.
Любые виды транспорта, формально попадающие под термин СИМ, но имеющие ширину более 75 см (например, отдельные модели веломобилей), будут запрещены к использованию на проезжей части, тротуарах, велодорожках и прочей инфраструктуре общего пользования.
Ряд вносимых в законодательство поправок, о которых идет речь, касается и водителей автомобилей. Сегодня ПДД запрещают пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным «техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук». Появится уточнение: «каким-либо устройством, не предусмотренным конструкцией транспортного средства и требующим использования рук или отвлечения от управления». Исключение сделают для случаев, когда водитель пользуется навигатором (отдельным или в телефоне) и не использует для этого руки.
Вводится запрет разворота в местах пересечения с велосипедными, велопешеходными дорожками и велополосами. В местах, обозначенных знаком «Парковка» и табличкой «Зарядка электромобилей», можно будет находиться только электромобилям и только во время зарядки (эту идею Минтранс предлагал еще в мае).
Появится новый знак и разметка, обозначающая «место стоянки транспортных средств оперативных служб». С их помощью будут обозначать зоны, где разрешено стоять машинам пожарной охраны, полиции, скорой помощи, аварийно-спасательным служба. За 5 м до знака стоянка остальным транспортным средствам будет также запрещена.
Смягчаются правила остановки перед парковкой для такси. Сегодня запретная зона начинается за 15 м до нее, новые правила сокращают расстояние до 5 м (расстояние от соответствующей разметки или знака). Для остановок автобусов, трамваев и троллейбусов норма остается прежней — 15 м. На разметке типа «вафельница» можно будет разворачиваться (сейчас разрешен поворот).
Напомним, что меры по снижению аварийности с участием двухколесного транспорта разрабатываются с 2017 года.
Первым документом стали поправки в ПДД, вступившие в силу в 2023 году: они определили, что такое СИМ и общие обязанности граждан. Позже власти признали, что этого недостаточно, и правительство утвердило дорожную карту, включающую следующую порцию поправок в ПДД и федеральный закон, проекты которых размещены 11 сентября для обсуждения. Изменения в КоАП, усиливающие ответственность для пользователей СИМ, также предусмотрены дорожной картой.
По данным МВД, за шесть месяцев текущего года зарегистрировано 1,89 тыс. ДТП с участием СИМ (плюс 81,3% к аналогичному периоду прошлого года), в которых погиб 21 человек, включая 3 детей.
Больше всего аварий зарегистрировано в Москве, Нижегородской области, Красноярском крае и Санкт-Петербурге. Начиная с 2020 года парк СИМ вырос в пять раз, по оценкам Минтранса, и на 2023 год превышал 750 тыс. штук
Ъ авто
Тэги: Автопром
Поделиться | Отправить на email |
Читайте также
- 03.10.2024 Правительство выделит еще 1 млрд рублей на НИОКР в машиностроении
- 02.10.2024 Минфин предложил в 2025г вернуться к закупке палладия
- 02.10.2024 Комитет ГД не одобрил снижение срока действия лицензии на продажу алкоголя
- 02.10.2024 Госдума приняла закон о лишении водительских прав за сокрытие номерных знаков
- 02.10.2024 Минтранс предложил ужесточить весогабаритный контроль для большегрузов
- 01.10.2024 Госдума приняла в первом чтении проект о штрафах за опасное вождение
- 01.10.2024 В России готовят пилотный проект по фиксации автомобилей со скрытыми номерами
- 01.10.2024 1 октября в России вступил в силу новый утилизационный сбор
- 30.09.2024 Акцизы на алкоголь будут увеличены