Личный кабинет


Регистрация  Забыли пароль?
+7 (495) 748-08-09
Ваша корзина пуста

Новости часа

Новости отраслей

banner.jpg

Правительство реорганизовало управление созданием нужных стране технологий

14.04.2025

Белый дом реорганизует технологический прогресс в РФ - большинство документов для этого готовы или находятся в стадии доработки. Ответственность за появление новых технологий в условиях растущей изоляции страны от глобальной экономики разделена между Минэкономики как координатором, Минобрнауки как научным и Минпромторгом как практическим исполнителем, на уровне правительства контроль унаследовал сменивший Андрея Белоусова на посту первого вице-премьера Денис Мантуров. Основными проблемами сферы остаются отсутствие длинных денег и четкого распределения между государством и бизнесом рисков, включая возможность нового открытия рынка РФ миру в будущем. В условиях такой неопределенности поиски технологий, которых не хватает промышленности уже сейчас, будут вести в «проектном» режиме.
Минэкономики опубликовало большую часть подзаконных нормативных актов для реализации закона «О технологической политике» - он призван запустить «суверенный» технический прогресс в условиях растущей изоляции РФ от глобальной экономики. 11 апреля на regulation.gov.ru размещен проект правил заключения соглашений о развитии сквозных технологий с компаниями. Ранее - проект постановления о планировании технологической политики: он формирует основу для разработки перечней критических и сквозных технологий, а также видов высокотехнологичной продукции на среднесрочную и долгосрочную перспективу (до семи лет и более).
В иных документах ведомство описывает инструментарий технологической политики: определяет роли участников гонки за «технологическим суверенитетом» (теперь власти называют цель «технологическим лидерством»), порядок устранения барьеров и правила мониторинга эффективности госполитики в этой сфере. В планах министерства дать участникам и «право на риск» при господдержке технологических компаний. «Новые инструменты позволят спрогнозировать долгосрочную потребность государства в критических и сквозных технологиях, обеспечить долгосрочный спрос на них, а также всю цепочку - от создания до реализации», - рассчитывают в Минэкономики. Еще один документ - о внесении изменений в деятельность РАН в связи с ее участием в экспертизе в области технологической политики - подготовит Минобрнауки, сообщил источник в правительстве, знакомый с ходом этой работы.
Такой обширный пакет документов понадобился для запуска в стране «суверенного» инновационного процесса. В мае 2023 года правительство утвердило Концепцию технологического развития, а в декабре 2024 года президент подписал закон о технологической политике, подчинив ее разработке технологий, которые нужны уже сегодня, и созданию инфраструктуры для освоения перспективных направлений. Документ предполагает организацию «прогресса сверху» - от этапа исследований и разработок до выхода в серийное производство. Отчасти это результат не очень успешного «импортозамещения снизу» - с первых «крымских» санкций 2014 года Белый дом пытался договориться с компаниями о том, какие их инициативы поддержать, но даже при участии правительственной комиссии по импортозамещению согласовать инжиниринг проектов российских компаний с использованием «замещенных» узлов и технологий получалось крайне редко и дорого. Новая конструкция разрабатывалась еще под руководством бывшего первого вице-премьера Андрея Белоусова, после его ухода на пост министра обороны в мае 2024 года кураторство перешло к промышленному первому вице-премьеру Денису Мантурову.
Ведомство Максима Решетникова при этом стало ответственным за координацию технологической политики, а помогать ему в этом будет Центр сопровождения технологической политики -- его создадут на базе Федерального института промышленной собственности. «Исторически именно Минэкономики координирует тему инноваций, принимая во внимания ее межведомственный и межотраслевой характер», - говорит директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко, комментируя предполагаемую роль ведомства.
Минобрнауки же в общей схеме занимается формированием научно-технологической повестки, участвует в создании и модернизации научной и инновационной инфраструктуры и обеспечивает подготовку научных и инженерных кадров. Ведомство также финансирует исследования и разработки на ранних этапах технологического цикла (от базовых научных концепций до создания первичных прототипов) и координирует программы трансфера технологий и взаимодействие научных организаций с промпредприятиями, включая создание инжиниринговых центров и технопарков. В последние годы редакция много писала о том, как ведомство добивалось «привязки» исследований к практическим задачам и повышения коммерциализации научных работ, которые оплачивает бюджет. Для этого, в частности, Минобрнауки добилось права определять порядок управления государственными правами на результаты интеллектуальной деятельности для коммерциализации патентов и усилило экспертизу РАН в области проектов научных тем и планов. Вся научная активность «заводится» в отраслевую ГИС, превращая ее в инструмент сквозного электронного управления и бюджетирования проектов «технологического суверенитета».
В практической же, промышленной реализации технологической политики ключевая роль отведена Минпромторгу. Ведомство еще в 2020 году проанализировало структуру импорта. Тогда в том числе на базе отраслевых классификаторов ОКПД и ОКВЭД были выявлены наименее обеспеченные технологические позиции. Так появился перечень «критических» направлений технологического суверенитета.
По словам знакомого с обсуждением собеседника, тогда и появилась логика нынешних проектов техлидерства. Среди них - производство оборудования и средств производства, электроники, химических материалов, которые составляют «технологическое ядро» для сборки всех прикладных решений в отраслях с высокой добавленной стоимостью - от энергетики и транспорта до приборостроения и машиностроения. Сейчас Минпромторг курирует четыре нацпроекта техлидерства (НПТЛ): «Средства производства и автоматизации», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Новые материалы и химия», «Беспилотные авиационные системы». В этом году к ним добавится нацпроект «Биоэкономика». У отраслевых ведомств свои НПТЛ: у Минэнерго - «Новые атомные и энергетические технологии», у Минсельхоза - «Технологическое обеспечение продбезопасности», у Минздрава - «Новые технологии сбережения здоровья».
Инфраструктура поддержки импортозамещения Минпромторгом выстроена: это механизм СПИК 2.0, программы Фонда развития промышленности, субсидии на стимулирование инноваций по постановлению № 1649 от 12 декабря 2019 года, поддержка кластеров и индустриальных парков. Система мер поддержки выстраивается вокруг постановления № 719 от 17 июля 2015 года - оно определяет критерии локализации и служит основанием для допуска компаний к бюджетным деньгам, выступая фильтром для отбора проектов по технологической зрелости и по глубине производственной локализации. Министерство фокусируется на участках цепочки создания продукта с высоким уровнем готовности технологии (TRL 5). Это значит, что разработка прошла лабораторные испытания и испытания в условиях имитации реальной эксплуатации и теперь ее можно тестировать в реальной среде. «Это позволяет сконцентрироваться на прикладных задачах, в том числе реверс-инжиниринге и адаптации зарубежных решений под нужды системных заказчиков, и оставить зону фундаментальной науки и посевных проектов в ведении академического и инновационного блоков», - объясняет собеседник.
Одной из ключевых проблем в реализации инновационных проектов остается отсутствие устойчивых инструментов длинного финансирования. Несмотря на расширение спектра мер поддержки и появление новых институтов развития, инфраструктура госфинансирования остается фрагментированной и подверженной частым изменениям. Поддержка ограничена рамками бюджетного цикла, что сдерживает запуск проектов с длинным горизонтом планирования, хотя и защищает бюджет от трат на бесконечные научные поиски. В прикладных НИОКР и так доминирует государство, а значительная часть научных проектов не приводит к рыночным решениям. Тем не менее технологическая политика впервые получила приоритет и расходы на нее защищены от секвестирования. Новый риск, однако, возник из-за передачи решений о выдаче субсидий от правительства ведомствам: такая форма поддержки воспринимается рынком как снижение уровня гарантий.
К эффективности господдержки есть вопросы и у экспертов: по данным опубликованного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на минувшей неделе мониторинга господдержки инноваций, ею воспользовались лишь 9,3% опрошенных предприятий. Помощь при этом сконцентрирована среди крупных компаний (охвачены 65% таких предприятий против 40% среди МСП), хотя именно малые компании чаще достигают ожидаемых эффектов. В Счетной палате также указывали, что льготы в основном получают «крепкие» предприятия, которые в них часто не нуждаются. Также, по данным госаудиторов, господдержка инновационной инфраструктуры направлена на поздние уровни готовности технологий, производители которых долгое время функционируют на рынке. Кроме того, господдержка вызывает пристальный интерес и у правоохранителей и сопряжена с уголовными рисками. Первый замглавы Генпрокуратуры Анатолий Разинкин 1 апреля этого года сообщил сенаторам о многочисленных нарушениях уже при планировании расходов и целевом финансировании техносуверенитета.
Это, отметим, продолжит тормозить практическую реализацию проектов инновационной политики для всех ее игроков, как, впрочем, и высокая неопределенность политической ситуации: при внезапном «открытии» нынешней полузакрытой экономики масштабные инвестиции в «суверенные технологии» и реинжиниринг могут не окупиться и сами оказаться причиной претензий правообладателей. Это понимают как предприниматели, так и чиновники. Вероятно, здесь кроется одна из причин крайне сложного обсуждения условий возвращения зарубежных компаний на российский рынок: на минувшей неделе Минфин, как и полтора года назад, сообщил, что вопрос капитального режима для «новых» (после 2022 года) инвестиций в РФ «концептуально решен», однако, по данным собеседников, вопросы допуска иностранцев на рынок РФ и ограничения технологической политики сильно переплетены и выбор между новыми иностранными и проектами «технолидерства» неочевиден
Коммерсант

Тэги: Машиностроение

Поделиться   Отправить на email


Читайте также

Назад к списку новостей