Изменения в инвестрежим для автопрома будут готовы до конца апреля
03.04.2025
Минпромторг планирует завершить формирование изменений в инвестиционный режим для автоконцернов до конца апреля. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал курирующий автопром заместитель министра промышленности и торговли Альберт Каримов.
По его словам, консенсус внутри отрасли достигнут, остается только «финализировать некоторые детали». Каримов отметил важность соблюдения баланса, чтобы, с одной стороны, дать возможность новым игрокам начать процесс локализации, а с другой – не создать для них искусственных преимуществ перед теми, кто многие годы инвестирует в это направление.
Источники «Ведомостей» в конце прошлого года ожидали, что окончательные решения в этой части будут приняты в начале января и увязаны с внесением дополнений в специнвестконтракты (СПИК) для новых инвесторов, включая сроки локализации в РФ.
Принятие решений затянулось, из-за того что руководство «АвтоВАЗа» во время визита президента Владимира Путина на завод в Тольятти в январе 2025 г. попросило о дополнительной защите интересов отечественного автопрома, говорит источник «Ведомостей», знакомый с ходом отраслевой дискуссии. Это привело к тому, что в условия для новых инвесторов была внесена оговорка, согласно которой послабления в виде сдвижки вправо сроков локализации не будут распространяться на автомобили длиной менее 4,6 м и мощностью двигателя от 150 л. с. и выше, поясняет собеседник.
Под такие параметры подпадают, например, автомобили марки Chery – модели Tiggo 4 и Tiggo 7, которые сейчас выпускаются группой АГР на бывшем заводе Volkswagen в Калуге. Длина Chery Tiggo 7 Pro Max New современного поколения составляет 4,51 м, автомобиль комплектуется турбодвигателем объемом 1,6 л и мощностью 150 л. с.
Но в конечном итоге китайцам вместе с российскими партнерами, по словам источника, удалось договориться о том, что ценз по габариту модели, претендующей на льготные условия локализации, будет снижен до 4,5 м (таким образом, модели Chery попадут в этот диапазон. – «Ведомости»). Согласование этих аспектов заняло время, в результате чего, по словам собеседника, внесение изменений в инвестрежим затянулось. «Ведомости» направили вопросы в АГР, на «АвтоВАЗ» и в Минпромторг.
Вместе с тем Каримов в интервью «Ведомостям» отметил, что разнообразие в бюджетном (наиболее компактном по габаритам) сегменте легковых авто будет усиливаться по мере насыщения рынка. При этом основная конкурентная борьба за интерес покупателей, по словам чиновника, сейчас разворачивается в среднем ценовом сегменте и выше. Когда спрос там будет полностью закрыт предложением, импортерам и производителям придется фокусироваться на более доступных машинах, пусть даже за счет снижения собственной маржи, полагает Каримов.
Минпромторг обсуждал возможные варианты изменений в инвестрежим с автоконцернами на протяжении большей части прошлого года («Ведомости» писали об этом 23 декабря). Отрасль и министерство сошлись на том, чтобы позволить новым инвесторам сдвинуть вправо сроки достижения параметров локализации (высчитывается в баллах), сохранив для них возможность получать компенсацию утильсбора из бюджета.
Напомним, что с 2022 г. выплата автозаводам промышленных субсидий, де-факто компенсирующих утилизационный сбор, привязана к балльной оценке уровня локализации. В частности, для 100%-ной компенсации утильсбора производителю легковых машин в 2022 г. необходимо было набрать 2000 баллов (разное количество баллов начисляется за каждую технологическую операцию – например, за сварку и окраску кузова, штамповку деталей и проч.). В 2023–2024 гг. для этого нужно было набрать уже 2567 баллов, в 2025–2026 гг. потребуется 3701 балл, в 2027 г. – 4835, в 2028 г. – 5400.
Максимальное количество баллов, которое может набрать автопроизводитель из числа подписавших СПИКи, составляет 7000. Такие контракты есть почти у всех работающих сейчас в России автозаводов.
При этом в конце ноября 2024 г. Минпромторг предложил внести изменения в порядок заключения СПИКов в автопроме, снизив максимальное значение локализации за весь период действия инвестконтракта до 4500 баллов. На 2025 г. новым инвесторам предлагается установить обязательства набрать 1500 баллов для получения полной компенсации утильсбора.
До сих пор ценовое преимущество на рынке было у «АвтоВАЗа», но с учетом отлаживания логистических цепочек, постепенной локализации китайских машин в России и признаков затоваривания у дилеров конкурентные условия для российской компании могут ухудшиться, говорит аналитик «Эйлер аналитические технологии» Владимир Беспалов. Поэтому определенные шаги по защите отечественных производителей могут оказаться своевременными, считает он
Ведомости
Тэги: Автопром
Поделиться |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | Отправить на email |
Читайте также
- 18.04.2025 Минтранс: беспилотные автомобили появятся на дорогах России к 2027 году
- 18.04.2025 Минцифры рассматривает возможность установить льготные ставки на размещение телекоммуникационного оборудования на объектах государственной и муниципальной собственности
- 17.04.2025 Минпромторг России планирует сделать Комплексную программу развития авиаотрасли (КПГА) до 2030 года ключевым документом ведомства
- 16.04.2025 До 2030 года регионы обновят более 40 тысяч единиц общественного транспорта
- 16.04.2025 Российские ведомства продолжают обсуждать возможность введения ограничений на вывоз физлицами золота из России
- 16.04.2025 Совфед одобрил законопроект о дополнительном контроле операций с золотом и ювелирными изделиями
- 16.04.2025 Совфед одобрил закон о переносе маркировки импортного алкоголя в Россию
- 16.04.2025 С 1 мая может измениться система расчета утильсбора для автомобилей, ввозимых из ЕАЭС
- 15.04.2025 Минпромторг откажется от субсидий на радиоэлектронику, вместо них производителям предложат льготные кредиты